Председатель столичного ОРОиК иеромонах Онисим (Бамблевский) выступил на Московском культурном форуме — 2016

Председатель столичного ОРОиК иеромонах Онисим (Бамблевский) выступил на Московском культурном форуме — 2016

25 марта в Центральном выставочном зале «Манеж» на Московском культурном форуме – 2016 с открытой лекцией не тему: «Какой человек для нас важнее всего в жизни» выступил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский).
В своем выступлении, приводя в пример ветхозаветные и евангельские образы, иеромонах Онисим рассказывал о любви к человеку, который находится здесь и сейчас рядом с тобой.
Не обошел стороной отец Онисим и притчу о милосердном самарянине (Евангелие от Луки 10:25–37. – Зачало 53).

[В то вре­мя] некий учи­тель За­ко­на встал и, же­лая ис­пы­тать Иису­са, ска­зал: «Учи­тель! Что мне де­лать, чтобы на­сле­до­вать жизнь веч­ную?»
Он же ска­зал ему: «В За­коне что на­пи­са­но? Как ты чи­та­ешь?»
Тот ска­зал в от­вет: «Воз­лю­би Гос­по­да, Бо­га тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всей ду­шой тво­ею, и всей си­лой тво­ею, и всем рас­суж­де­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как са­мо­го се­бя» (Втор.6:5, 10:12; Лев.19:18). Иисус ска­зал ему: «От­ве­тил ты пра­виль­но; по­сту­пай так, и бу­дешь жить». Но тот, же­лая оправ­дать се­бя, ска­зал Иису­су: «А кто мне ближ­ний?»
На это Иисус от­ве­тил: «Шёл некий че­ло­век из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и по­пал­ся раз­бой­ни­кам; те раз­де­ли его, из­ра­ни­ли и ушли, оста­вив  ед­ва жи­вым. Некий свя­щен­ник слу­чай­но шел той же до­ро­гой, уви­дел его – и про­шел ми­мо. Так­же и ле­вит, при­дя на это ме­сто, по­смот­рел и про­шел ми­мо.
А некий са­ма­ри­тя­нин, про­ез­жая тем же пу­тем, по­до­шел и, уви­дев его, от серд­ца сжа­лил­ся. На­кло­нясь, он омыл ему ра­ны ви­ном, по­ма­зал олив­ко­вым мас­лом, пе­ре­вя­зал, а по­сле, по­гру­зив на соб­ствен­но­го ос­ла, при­вёз его в го­сти­ни­цу и там при­нял на се­бя за­бо­ты о нём; а на дру­гой день, отъ­ез­жая, вы­нул два ди­на­рия, дал хо­зя­и­ну го­сти­ни­цы и ска­зал: «По­за­боть­ся о нем; и ес­ли по­тра­тишь боль­ше, на об­рат­ном пу­ти я от­дам те­бе».
Кто же из этих тро­их, по тво­е­му мне­нию, ока­зал­ся ближ­ним для по­стра­дав­ше­го от раз­бой­ни­ков?»
Тот ска­зал: «Со­тво­рив­ший для него де­ло ми­ло­сер­дия».
И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».

Прежде чем понять сию притчу, необходимо знать кто такие самаряне.
После смерти царя Со­ло­мо­на (931 год до н. э.) единое Из­ра­иль­ско-Иудей­ское царство раз­де­ли­лось на Из­ра­иль­ское, к ко­то­ро­му отошла тер­ри­то­рия цен­траль­ной и северной Па­ле­сти­ны, и Иудей­ское (юж­ная Па­ле­сти­на); граница меж­ду ни­ми про­шла чуть се­вер­нее Иеру­са­ли­ма. Сто­ли­цей Из­ра­иль­ско­го цар­ства вско­ре стал го­род-кре­пость Са­ма­рия.
В 722 го­ду до н. э. Из­ра­иль­ское го­су­дар­ство бы­ло за­во­е­ва­но ас­си­рий­ца­ми, а его на­се­ле­ние, де­пор­ти­ро­ван­ное вглубь огром­ной Ас­си­рий­ской им­пе­рии, ас­си­ми­ли­ро­ва­лось с дру­ги­ми се­ми­ти­че­ски­ми на­ро­да­ми и ис­чез­ло с ми­ро­вой аре­ны. Немно­гие из­ра­иль­тяне, остав­лен­ные на ме­сте для ве­де­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бот, сме­ша­лись с при­е­хав­ши­ми сю­да языч­ни­ка­ми; их по­том­ки и ста­ли на­зы­вать­ся (по име­ни быв­шей сто­ли­цы) «са­ма­ря­на­ми» (или «са­ма­ри­тя­на­ми»). Они со­хра­ни­ли ве­ру в Еди­но­го Бо­га, но из всех свя­щен­ных книг Биб­лии при­зна­ва­ли лишь Пя­ти­кни­жие Мо­и­се­е­во.
На­про­тив, жи­те­ли Иудей­ско­го цар­ства (со сто­ли­цей в Иеру­са­ли­ме), хо­тя и раз­гром­лен­но­го в 587 го­ду до н. э. зна­ме­ни­тым ва­ви­лон­ским ца­рем-за­во­е­ва­те­лем На­ву­хо­до­но­со­ром II, су­ме­ли со­хра­нить в «Ва­ви­лон­ском пле­ну» свою ве­ру и эт­ни­че­скую общ­ность, но это да­лось им через ги­пер­тро­фи­ро­ван­ное ощу­ще­ние на­цио­наль­ной ис­клю­чи­тель­но­сти («чи­сто­ты кро­ви»). По­это­му, вер­нув­шись в 538 го­ду до н. э. по ука­зу пер­сид­ско­го ца­ря Ки­ра Ве­ли­ко­го, но­во­го «ми­ро­во­го ли­де­ра», в Па­ле­сти­ну, иудеи от­верг­ли пред­ло­же­ние са­ма­рян объ­еди­нить­ся и не до­пу­сти­ли их к уча­стию в вос­ста­нов­ле­нии глав­ной свя­ты­ни – Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. То­гда оби­жен­ные са­ма­ряне по­стро­и­ли се­бе от­дель­ный храм на го­ре Га­ризим, но в 134 го­ду до н. э. его раз­ру­шил иудей­ский царь Иоанн Гир­кан.
По­это­му сде­лать са­ма­ря­ни­на ге­ро­ем прит­чи для вы­яв­ле­ния «ближ­не­го» – зна­чи­ло бро­сить от­кры­тый вы­зов со­зна­нию на­цио­наль­но-ре­ли­ги­оз­ной ис­клю­чи­тель­но­сти, учи­нить скан­дал! Смысл прит­чи в том, что из­ра­нен­ный раз­бой­ни­ка­ми иудей тщет­но ждёт по­мо­щи от сво­их со­пле­мен­ни­ков, да ещё не про­стых, – а от свя­щен­ни­ка и ле­ви­та (низ­ше­го хра­мо­во­го слу­жи­те­ля), ко­то­рые пре­крас­но зна­ли за­по­ведь Мо­и­се­е­ва За­ко­на о люб­ви к ближ­не­му и долж­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром всем осталь­ным! А са­ма­ря­нин про­явил ис­тин­ное че­ло­ве­ко­лю­бие, пре­одоле­ва­ю­щее сло­жив­ши­е­ся сте­рео­ти­пы.
Таким образом Иисус не толь­ко вы­дер­жал пред­ло­жен­ное за­кон­ни­ком «ис­пы­та­ние», но и не поз­во­лил ему «оправ­дать» се­бя, ко­гда тот за­хо­тел сузить по­ня­тие «ближ­ний» до при­ем­ле­мо­го для его на­цио­на­ли­сти­че­ско­го со­зна­ния смыс­ла. Хри­стос за­ста­вил его при­знать, что «ближ­ним» в кон­крет­ной си­ту­а­ции мо­жет стать лю­бой че­ло­век вне за­ви­си­мо­сти от его ре­ли­ги­оз­ной и на­цио­наль­ной при­над­леж­но­сти.
Отец Онисим также поделился опытом взаимодействия храма в честь святого пророка Божия Илии в Северном Бутово и детской городской библиотеки № 193, в которой организован православный киноклуб. В последнюю субботу каждого месяца проходят показы фильмов на различные темы, затрагивающие проблемные зоны нашего общества. После  просмотра фильма происходит его обсуждение. Зачастую киноклуб превращается в дискуссионную площадку, на которой активно обсуждаются актуальные проблемы современного общества с позиции православных ценностных ориентиров.

This slideshow requires JavaScript.