Выставка «Современные иконописцы России» открылась в выставочном зале «Царская башня». Впервые в рамках одной экспозиции представлены работы лучших современных мастеров различных жанров церковного искусства — иконописи, мозаики, скульптуры, шитья, мелкой пластики.
Организаторами экспозиции выступили Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.
Организаторы признают, что создание экспозиции представляло собой сложную задачу, поскольку собрать на выставку произведения современных иконописцев, которые создавались для конкретных храмов и монастырей, разбросанных не только по всей России, но и порой находящихся далеко за ее пределами, практически невозможно.
Однако, как рассказала на церемонии открытия одна из кураторов выставки искусствовед Ирина Языкова, мастера церковного искусства с большой готовностью откликнулись на предложение организаторов и предоставили свои работы.
«Впервые в Москве происходит выставка, на которой представлены и московские, и петербуржские иконописцы, иконописцы из Владимира, Суздаля, Твери, Свияжска, Архангельска, Екатеринбурга. География представлена достаточно широко», — отметила она.
И. Языкова подчеркнула, что, несмотря на название «Современные иконописцы России», в экспозицию были включены произведения церковного искусства и других жанров.
«Мы очень рады, что нам удалось собрать здесь так много хороших и качественных произведений церковного искусства, — рассказала она. — Она названа «Современные иконописцы России», но мы добавили сюда и шитье, и мозаику, и архитектурный макет, потому что все это вместе связано: современное церковное искусство очень динамично развивается».
Искусствовед добавила также, что организаторы поместили в одну экспозицию как работы широко известных мастеров (например, на выставке представлены две иконы архимандрита Зинона (Теодора)), так и молодых иконописцев — выпускников Иконописной школы при Московской духовной академии, факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий в своем слове отметил, что организаторы не намерены ограничиваться лишь проведением разовых акций, а поставили перед собой цель — создание музея православной иконы.
«Современные иконы, уже шедевры даже, которые создают наши современники, — их тоже нужно собирать, их тоже нужно коллекционировать, их тоже нужно хранить, и не только хранить, а использовать для того чтобы другие, начинающие иконописцы могли их видеть. Поэтому родилась такая идея — собрать лучшие работы современных иконописцев и на основе этой коллекции со временем создать музей православной иконы. То, что вы здесь увидите, — значительная часть этой коллекции», — рассказал иерарх.
Он также добавил, что будущий музей планируется первоначально разместить на Валааме, а впоследствии, возможно, откроется выставочный зал в Москве.
Один из кураторов выставки, секретарь содружества «Артос» Сергей Чапнин в своем выступлении отметил важность сохранения как исторического наследия русской иконописи, так и современной иконописной традиции.
«Если говорить о современном искусстве в целом — не только церковном, литургическом, то, мне кажется, что если что-то из него и войдет в историю искусства, то это прежде всего современная икона», — подчеркнул он.
Один из авторов, чьи работы представлены в рамках экспозиции, протоиерей Андрей Давыдов из Суздаля обратил внимание на то, что выставка выполняет, помимо культурной и искусствоведческой, еще и социологическую функцию.
«Мне кажется, что иконопись, вообще, церковное искусство — это индикатор религиозности, — отметил священнослужитель. — Ведь мы с вами никак ее не пощупаем, никакие статистические данные, отчеты с приходов на самом деле ничего нам не скажут. Откуда мы знаем, что в российском обществе во второй половине XIX века возник глубочайший интерес к православию? Мы знаем об этом не по заседаниям Синода, а именам — Достоевского, Хомякова, Гоголя и так далее. Когда мы видим, что искусство — это живой, творческий, жизненной важный для человека, всепоглощающий процесс, которым он увлечен, — мы видим, что это очень серьезно. Данная выставка об этом сумела сказать: на самом деле вера жива, она развивается, каждое поколение ее переживает по-своему, но всегда — глубоко».
Андрей Анисимов, руководитель Товарищества реставраторов, один из учредителей Гильдии храмоздателей, отметил, что ни один из жанров церковного искусства невозможно рассматривать в отрыве от остальных.
«Мы не должны воспринимать иконы отдельно, мелкую пластику — отдельно, архитектуру — отдельно; все-таки храм воспринимается как нечто цельное. Лет пять назад пришла мысль: надо объединяться и художникам, и мастерам прикладного искусства, и архитекторам, потому что в какой-то мере мы учимся друг у друга», — рассказал архитектор.
На выставке собраны более 120 икон мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Екатеринбурга, Архангельска, Суздаля, Твери, Свияжска и других городов.
Среди представленных икон, мозаик, образцов прикладного искусства — работы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова (1960-2015), протоиерея Андрея Давыдова, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой, Александра Чашкина, Александра Лавданского, Дмитрия Мироненко, Александра Стальнова, Кристины Прохоровой, Максима Шешукова, Александра Карнаухова, Сергея Антонова, Филиппа Давыдова, Ольги Шаламовой, Дениса Иванникова, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, Санкт-Петербургской иконописной мастерской святого апостола Иоанна Богослова, иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря, мастерской «Убрус» (Санкт-Петербург) и других.
Выставка «Современные иконописцы России работает в картинной галерее народного художника России Дмитрия Белюкина «Царская башня» (Казанская площадь, 2; галерея входит в комплекс зданий Казанского вокзала). Она продлится до 19 января.
Rublev.com/ОРОиК г.Москвы